• 14, 15 декабря

      ПРОЕКТ ФЕСТИВАЛЯ ИСКУССТВ «ТОЧКА ДОСТУПА» Санкт-Петербург

      Бертольт Брехт

      «РАЗГОВОРЫ БЕЖЕНЦЕВ»

      променад-спектакль

      18+

      О спектакле

      «Разговоры беженцев» – это спектакль по мотивам одноименной пьесы Бертольта Брехта, написанной в годы Второй мировой войны в Финляндии. Место действия – Центральный железнодорожный вокзал города Хельсинки. Зритель становится участником обстоятельного приватного разговора двух персонажей, проводящих время на вокзале. В фокусе внимания эффект подсматривания: зритель может как перемещаться вслед за артистами, так и раствориться в толпе и построить собственный визуальный ряд, спонтанно сопровождающий звуковой канал. Герои спектакля, чьи голоса сопровождают зрителя, согласно замыслу драматурга, оказываются двумя немецкими беженцами, обсуждающими и глобальные общечеловеческие вопросы, и бытовые невзгоды времен Второй мировой войны. В одном явно угадывается сам Бертольт Брехт, другой – представитель классической немецкой интеллигенции. С помощью утонченной иронии и искрометного юмора создатели спектакля ставят особый акцент на сегодняшней актуальности обсуждаемых героями тем.

       

      Спектакль – номинант Национальной театральной премии и фестиваля «Золотая Маска – 2017» в номинации «Эксперимент».

       

      Создатели спектакля:

      Перевод с немецкого – Людмила Брауде, Анна Гитлиц и др. под общей редакцией Ефима Эткинда

      Художественный руководитель постановки – Константин Учитель

      Режиссер – Владимир Кузнецов

      Звукорежиссеры  – Виталий Швецов, Артем Купцов

      Линейный продюсер – Оксана Преснякова

      Актеры:

      Сергей Волков / Владимир Кузнецов

      Максим Фомин

      Обладателем прав на произведение «Разговоры беженцев» Бертольта Брехта является Suhrkamp Verlag AG.

       

      Премьера спектакля состоялась в 2016 году.

      Продолжительность спектакля – 1 час 50 минут.   

      14 и 15 декабря, вокзал «Новосибирск-Главный»

       

      О фестивале

      Летний фестиваль искусств «Точка доступа» проводится в Санкт-Петербурге, в 2017 году он состоялся в третий раз. Фестиваль посвящен театральным и междисциплинарным проектам, реализуемым в сайт-специфических пространствах. Публику обычно ожидают спектакли и перформансы в неожиданных городских средах, интерьерах и ландшафтах, среди которых залы Русского музея, ДК связи, Московский парк Победы, Дом композиторов, пространство городского гаража и другие необычные локации. В текущем году «Точка доступа» доросла до статуса международного фестиваля. Его программа разделена на три секции: театр (спектакли в нетеатральных пространствах), кино (сеансы под открытым небом) и паблик-арт (инсталляции в городской среде). Директор фестиваля – Филипп Вулах, программный директор – Андрей Пронин.

      Художественный руководитель постановки о спектакле

      Вокзал – то место, которое для поколения 1920-х символизировало уровень развития цивилизации. Железная дорога была своеобразной эмблемой всестороннего прогресса. У вокзала всегда есть ощутимое человеческое измерение. Это место встреч и расставаний, место, где случается «ожидание», слово, ключевое для экспрессионистов XX века. Люди, которые сидят в зале ожидания, для меня уже – захватывающий спектакль. Вокзал полифоничен, драматичен и невероятно интересен как пространство специфической акустики. Все это возводится в степень невероятной актуальности и смелости брехтовских текстов, в которых поднимаются вечные проблемы, которые сегодня, когда в Европе опять гибнут сотни и тысячи людей, нас особенно волнуют. «Разговоры беженцев» – выбор не случайный. А решение с наушниками и актерами, которые «спрятаны» в живую жизнь, кстати, появилось не сегодня, не под влиянием нынешней театральной моды, а много лет назад.

      Константин Учитель

      Пресса о спектакле

      Вместе с двумя брехтовскими персонажами зритель ходит по Финляндскому вокзалу в Петербурге, имея при этом в виду, что попал на Центральный вокзал Хельсинки. Другой город, другой вокзал, другие политические и общественные реалии, а разговоры все те же, что и 75 лет назад. […] Войны, беженцы и великие диктаторы, зовущие народ на подвиги, – все это по-прежнему с нами. Когда слышишь фразу «Сначала только кто-то угрожал кому-то, потом кое-кто стал угрожать всем и под конец все стали угрожать всем», то трудно поверить, что написана она была в 1941-м, а не сейчас. Героями своей пьесы Брехт сделал людей предельно негероических, и зрителю потребуется время, чтобы выделить рабочего Калле (Сергей Волков) и физика Циффеля (Максим Фомин) из станционной толпы. Парни как парни, с рюкзачками за спиной. Ошиваются по вокзалу, ожидая поезда в неизвестном нам направлении, и, видимо, от скуки занимают себя разговорами о войне и мире, о свободе и несвободе. […] Фейхтвангер называл драматические произведения Брехта «первыми пьесами третьего тысячелетия», и к «Разговорам беженцев» эта характеристика относится больше, чем к другим его пьесам.

      Глеб Ситковский, издание «Ведомости»

       

      «Разговоры» – это попытка сформулировать и объяснить неумолимую логику становления фашизма и развязывания войны. Беженцы не столько спорят, сколько приводят аргументы из диаметрально разных социальных условий. Но механизмы манипуляции, выявленные хоть в концлагере, хоть в научной лаборатории, оказываются на поверку не только одинаковыми, но и ужасающе простыми, а потому действуют безотказно и никогда не устаревают. 

        Юлия Клейман, «Петербургский театральный журнал», блог