• 8, 9 декабря

      РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕАТР «САТИРИКОН» ИМЕНИ АРКАДИЯ РАЙКИНА

      Иван Шмелев

      «ЧЕЛОВЕК ИЗ РЕСТОРАНА»

      сказ о благородстве жизни

      12+

       

      О спектакле

      О спектакле

      Спектакль – не просто подарок для всех поклонников традиционного психологического театра и лично артиста Константина Райкина. Это редкий пример убедительной постановки о том, что значит быть честным человеком в России. Общество так же, как в начале XX века, задыхается от внутренних конфликтов, деньги становятся смыслом, отдельная человеческая жизнь перестаёт что-либо стоить. И снова «маленькие люди» оказываются перед выбором – жить, но во лжи или выживать, поступая благородно.

       

      Создатели спектакля:

      Режиссер-постановщик – Егор Перегудов

      Сценография и костюмы – Владимир Арефьев

      Композитор – Петр Айду

      Художник по свету – Анатолий Кузнецов

      Звук – Татьяна Никитина

       

      Актерский состав:

      Скороходов – Константин Райкин

      Коленька – Даниил Пугаев

      Наташа – Дарья Урсуляк, Анна Петрова

      Кривой, Директор училища, Иван Афанасьич – Денис Суханов

      Кирилл Саверьяныч, парикмахер и друг – Алексей Якубов

      Раиса Сергеевна, Портнишечка, Очень выразительная женщина – Алена Разживина

      Сергей Михайлыч, Капулади, Икоркин – Михаил Ширяев

      Карасев, Околоточный, Купец – Сергей Громов

      Штросс, Домострой, Швейцар, Купец, Чиновник – Сергей Бубнов

      Мадемуазель Гуттелет, из дамского оркестра – Альбина Юсупова

      Старая барыня, Очень выразительная женщина – Евгения Абрамова

      Князь Шуханский, Столичный доверенный, Офицер с катка, Заведующий у Бут и Брота – Георгий Лежава

      Жена Домостроя, Очень выразительная женщина – Анна Здор, Ася Калинина

      Васиков, Незнакомый человек, Номер в ресторане – Антон Егоров

      Черепахин, жилец – Александр Гунькин

       

      Премьера спектакля состоялась 21 октября 2015 года.

      Продолжительность спектакля – 3 часа с одним антрактом.

      8 и 9 декабря, большая сцена театра «Глобус», начало в 19.00

       

       

      О театре

      Российский государственный театр «Сатирикон» имени Аркадия Райкина имеет большую и примечательную историю, связанную с именем своего основателя  Аркадия Исааковича Райкина. Прародителем театра является основанный в 1939 году Ленинградский театр эстрады и миниатюр, получивший известность как театр Райкина. В 1982 году театр переехал в Москву, став Государственным театром миниатюр. В 1987 году театр получает новое название – на афише появляется Государственный театр «Сатирикон», в 1992 году театр получает свое нынешнее название.

      После ухода из жизни Аркадия Райкина в декабре 1987 года закончилась целая глава не только в истории его театра, но и в истории сценического искусства. Эстафету принимает народный артист России Константин Райкин. Став художественным руководителем театра, он ищет для него новое лицо, постепенно формируя полноценный драматический репертуар. При этом театр унаследовал многие родовые черты своего предшественника – работоспособность, постоянный творческий поиск, любовь и уважение к зрителю. А также успех – как результат всего вышесказанного.

      Театр обладает уникальной труппой, которой подвластны различные жанры. За последние годы сыграны Шекспир, Кафка, Брехт, Зюскинд, Мольер, Ростан, Чехов, Кундера, Мердок. В «Сатириконе» ставили спектакли Петр Фоменко, Валерий Фокин, Роберт Стуруа, Елена Невежина, Роман Козак, Юрий Бутусов.

       

      Автор о произведении

      На фоне бойкой, играющей, внешней жизни, вернее, над этим фоном, хотел я дать жизнь незаметного человека... Понятно мое намерение – таких, как он, масса, и жизнь этой массы – жизнь действительная, укрытая фоном, по которому как бы под музыку порядка, чистоты, огней, гомона, суеты и «жизни кипучей» катит отражение времени... Идет жизнь, гремит своей музыкой, комплексом довольства и радостей поверху, и укрыла фоном все настоящее, что бьется и творит ее.

      Иван Шмелев, из письма Максиму Горькому от 22 декабря 1910 года

      Пресса о спектакле

      Спектакль Егора Перегудова – подарок для всех поклонников традиционного психологического театра и лично артиста Константина Райкина. А, кроме того, редкий пример убедительной постановки на «немодную» тему – что значит быть честным человеком в России. […] Режиссеру было важно провести параллель между событиями, описанными у Шмелева, и сегодняшним днем. Ему это удалось. Общество так же, как в начале XX века, задыхается от внутренних конфликтов, деньги становятся смыслом, отдельная человеческая жизнь перестает что-либо стоить. И снова «маленькие люди» оказываются перед выбором – жить, но во лжи или выживать, поступая благородно.

      Наталья Витвицкая, издание «Ваш досуг»

       

      Егор Перегудов поставил «Человека из ресторана» в приемах «большого стиля», подчас отказываясь от камерности и приглушенных интонаций. Но Райкин своим актерским чутьем «слышит», воспринимает атмосферу каждого текущего момента и настраивает интонации, свои собственные и партнеров, на нужный тон и регистр. К тому же режиссер не стал делать инсценировку, а использовал прием «чтения вслух» прозаического произведения. Стоит Скороходову начать рассказывать очередной эпизодический сюжет, как на сцене, в проемах между стенами его слова «оживают». Заговорит о ресторане – возникнут накрытые столики, за которыми то буйные, то спокойные посетители. Вспомнит о доме – стены выгородят крохотную квартирку. Расскажет о жильцах – и они тут как тут, каждый со своими переживаниями и страстями. И для каждой истории – свой взгляд и своя интонация – то теплые, семейные, то трагически-тревожные, то недоуменно-странные. «Жильцов» в этом спектакле много, и эту многонаселенность повести режиссер переносит на сцену. Быть может, такое решение было подсказано именно Райкиным, его сложившимся в зрительском сознании актерским образом, но в общей повествовательности режиссер не забывает о традиционной театральной стихии – игре. Многие актеры здесь получают сразу несколько ролей, меняют образы, интонации, пластику, костюмы и прически – и складывается пестрый и шумный мир. Этот бенефисный по сути спектакль решительно построен на актерском ансамбле, гармоничном и профессиональном.

      Ирина Алпатова, интернет-издание «Театрall»

       

      Спектакль получился очень сочный. Наполненный не только большими страстями, кипящими в душе маленького человека – лакея по профессии, но никак не по образу жизни. «Человек из ресторана» в том числе соткан из ароматов высокой кухни, благозвучия ресторанных шумов, хрустального звона бокалов и прозрачной бледности фарфоровых тарелок. А Константин Райкин и Денис Суханов (примеривший на себя сразу несколько ролей) точно и не сыграли его – а выплеснули из себя все, что накопилось, что рвалось из души наружу. Как спешат поскорее выговориться, чтобы хоть немного полегчало. Забыв о существовании четвертой стены и нарушив все ее законы: главный фокус спектакля заключался в том, что задник декорации в какой-то момент становится подвижным, начинает перемещаться и буквально выталкивает человека со сцены, «из ресторана», на человека в зрительном зале. Ведь давно уже пора было обратить внимание на его существование. И не только в радиусе действия «Сатирикона».

      Ирина Корнеева, издание «Российская газета»